Запад
У региона, обозначаемого как запад России, есть целый ряд особенностей, разительно отличающих его от остальных российских территорий. Некоторые из них очевидны — достаточно посмотреть на карту, некоторые обусловлены бурными историческими событиями, ареной которых был именно этот регион, а некоторые удивительны и заслуживают особого разговора.
Прежде всего нужно сказать о высокой подвижности границ именно здесь, на западе России. Сейчас граница страны в этом регионе соотносима с той, какой она была во времена царствования Алексея Михайловича. За сравнительно недолгий по историческим меркам период граница сначала уходила (с каждым разделом Польши) на многие сотни километров на запад, а затем, после падения империи и распада СССР, возвращалась на восток.
Вторая особенность этого региона связана с тем, что современное понятие «запад России» еще не сформировалось. В Российской Федерации географический запад конечно же есть, но Западного федерального округа нет, а области, которые могли бы быть (в силу территориального положения) определены как «запад», либо входят в состав Центрального федерального округа, как Смоленск и Брянск, либо соотносятся с северо-западом, как Псков. В ментальной карте жителя России с западом безусловно ассоциируется лишь Калининградская область. Некоторым объяснением этого феномена может служить то, что «запад» в российской ментальности соотносится с привилегированным статусом, является своего рода знаком отличия, который помещает территорию в центр общественно-политического внимания и движения денежных потоков. В данный момент российское общество, как и российская власть, не готовы увидеть в статусе запада Смоленск, Брянск, Новгород или, например, Курск. Да и сами эти регионы, имея долгий исторический опыт жизни на положении внутренних губерний, мало отличимых, например, от Ярославской или Владимирской, не вполне считают себя пограничьем. Отчасти маркирование этих территорий как западных не происходит из-за соседства с Республикой Беларусь, имеющей непростой для восприятия статус союзного с Россией государства.
И, наконец, третья особенность этого региона может быть выражена сентенцией человека, которому доводилось здесь бывать и который едва ли сохранил теплые воспоминания об этом пребывании: «география — это судьба». Здесь, на западе, нет плодородных черноземов юга России, нет колоссальных полезных ископаемых российского Урала и Сибири, нет богатых морских портов Балтики и Черного моря. Но именно здесь пролегает самый короткий путь из Европы к центру России, и поэтому эта территория многократно оказывалась зоной ожесточенных военных действий и подвергалась тотальному разрушению. Перспективы российского запада очень интересны и в значительной степени зависят от того, способен ли он сам осознать свое новое положение и сможет ли власть увидеть его в этом статусе.
Екатерина Болтунова
кандидат исторических наук, профессор,
заведующий Лабораторией региональной истории России ФГН (НИУ ВШЭ, Москва)