Аннотация
Лекция посвящена трансформации образов Сибири в детской литературе: контекстам их актуализации; характеристике корпуса текстов о регионе (динамике его численности, географии издательств, основных жанров, авторского состава, идеального образа читателей); выявлению ключевых сюжетов и героев, базовых метафор, при помощи которых они конструировались. Представляется важным осмыслить историю изучения образов Сибири в научной литературе, возможности и ловушки, которые таит обращение к образу региона как к исследовательскому конструкту, а также особенности работы с детской литературой как историческим источником. Выбранный хронологический отрезок дает материал для размышлений о преемственности и разрывах в репрезентациях региона в детской литературе, о влиянии идеологических установок и статуса Сибири в составе Российской империи и СССР, регионального самосознания авторов, позволяет сделать наблюдения об общем и особенном в конструировании представлений о регионе в разножанровых текстах, предназначенных для «взрослой» и «детской» аудиторий (журналов, газет, художественной и научно-популярной литературе).
Наталия Родигина
доктор исторических наук, Новосибирский государственный педагогический университет