Материалы
Регионы России в исторической перспективе
АЛЕКСАНДРА ШУРИНОВА
Некрополистика в современной России: акторы и их деятельность
07 ноября 2023

Сейчас в России существует множество групп, занимающихся описанием и анализом исторических некрополей. Интерес к кладбищу как объекту изучения не нов: надгробные памятники привлекали внимание исследователей и в дореволюционное время. Среди наиболее масштабных можно выделить проект «Русский некрополь» великого князя Николая Михайловича, целью которого было описание столичных и региональных надгробных памятников. Как считал великий князь, «издание надгробных надписей сохранит их навсегда от исчезновения и даст полезный материал для истории и особенно для генеалогии» [1].

«Некрополи» великого князя Николая Михайловича

В советские годы изучение старинных некрополей надолго ушло в подполье, однако в 1980-е годы началось возрождение этого движения. Некоторые неформальные группы, сложившиеся в регионах, со временем обретали статус и оформлялись в отдельные институции. Так, например, произошло в Туле: согласно «Перспективному плану архитектурного развития города Тулы. 1972–1974» исторические кладбища планировалось снести, однако специалистами службы Архитектурного надзора Министерства культуры РСФСР в тульском некрополе было выявлено огромное количество ценных памятников, в связи с чем началась кампания по музеефикации кладбища [2]. В 1980-е годы к ней активно подключились жители Тулы. В городе сформировалась группа, занимавшаяся изучением и сохранением дореволюционных памятников: на кладбищах начали проводить субботники и исследовательские работы. В 1990 году в Туле состоялась выставка, посвященная деятельности неформального объединения «Тульский некрополь», где были представлены фотографии, тексты и слепки обнаруженных надгробных памятников. Успех этой выставки сыграл большую роль в музеефикации исторических кладбищ Тулы. Кроме того, в 1998 году на основе деятельности неформального некрополистического движения в городе открылся историко-архитектурный и ландшафтный музей «Тульский некрополь».

Всехсвятское кладбище Тулы

Круг деятельности российских активистов в сфере некрополистики, или некрополеведов, довольно широк: в него может входить уборка кладбищ или уход за конкретным некрополем, поиск надгробий, оказавшихся вне кладбищ, и их перенос в подходящее место, составление списков захороненных, фотофиксация памятников, просветительская деятельность, включающая в себя как экскурсии по кладбищам, так и ведение онлайн-проектов, посвященных некрополистике и т.д.

Как видно на примере Тулы, внимание к кладбищу чаще всего начинается «снизу», и в отдельных случаях может привести к институализации общественного движения. Сейчас «Тульский некрополь» – часть Тульского историко-архитектурного музея (ТИАМа). По инициативе его сотрудников на городских кладбищах регулярно проходят субботники и экскурсии, а также выходят краеведческие исследования, посвященные истории некрополей. Одним из наиболее заметных является серия сборников «Тени старинного кладбища» под редакцией тульского некрополиста М.В. Майорова. Тематика статей в этих сборниках крайне разнообразна: здесь можно ознакомиться с историей отдельных кладбищ, семейных некрополей, некротопонимов, легендами и т.д. Кроме этого, в прошлом году в ТИАМе прошла выставка «Сеть», посвящённая 250-летию Всехсвятского кладбища. Её авторы стремились отразить многослойность некрополя, на котором соседствуют старообрядческие, православные, иудейские, лютеранские участки, захоронения советского времени, братские могилы и воинские мемориалы [3]. Выставку готовили историки и искусствоведы совместно с ботаниками с энтомологами: авторы показывают, что кладбище может рассказать не только об обществе, но и об особом природном устройстве, складывающемся в пределах некрополя.

Субботник на Всехсвятском кладбище Тулы 

«Тени старинного кладбища»

Выставка «Сеть»

Подобным образом общественное движение по сохранению некрополей зародилось и во Владимире. В 1980-х годах члены владимирского Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) смогли спасти историческое Князь-Владимирское кладбище от превращения в парк. В 1990-е годы городское движение по сохранению кладбищ было институционализировано: при администрации города появилось муниципальное учреждение «Владимирский некрополь» [4]. В 2004 году оно было закрыто, однако изучение городских кладбищ продолжилось в отделе краеведческих исследований Центральной городской библиотеки. К настоящему моментов вышло 6 выпусков сборника «Владимирский некрополь», а также ряд статей, посвященных истории городских кладбищ, в других изданиях.

Обложка первого выпуска «Владимирского некрополя»

Нередко интерес к городским некрополям проявляют местные музейные или религиозные учреждения. В таких случаях их деятельность чаще всего ограничивается составлением списка захороненных на том или ином кладбище и описанием истории этого некрополя: фотофиксация памятников проводится не всегда, равно как и полное копирование эпитафии – как правило, фиксируют лишь биографические сведения о похороненном. Так, на сайте Симбирской епархии выложена статья, посвященная некрополю симбирского Покровского монастыря [5]. Помимо информации, взятой с надгробных памятников, здесь приведены краткие биографические справки. Подобные тексты составляют городские краеведы, для которых кладбище важно прежде всего как место сохранения памяти о значимых горожанах. 

Инициативы по изучению и сохранению региональных некрополей получают государственную поддержку: например, в 2021 году тверской проект «Встретимся на кладбище» стал победителем конкурса Фонда президентских грантов [6]. Однако чаще всего сохранение некрополей держится исключительно на плечах местных энтузиастов. Яркий пример этому – село Ижевское Спасского района Рязанской области, где последние несколько лет местные жители во главе с краеведом Никитой Гириным занимаются поиском и чисткой старинных надгробий. В будущем здесь планируется организовать музей-лапидарий. Каменные надгробия Ижевского интересны тем, что многие из них принадлежали крестьянам – село было автономным, что сказывалось на благосостоянии его жителей: несмотря на крестьянский статус, некоторым из них удавалось заработать хорошее состояние. 

Некрополь села Ижевское 

Подавляющая часть существующих общественных движений не стремится к музеефикации некрополей, но пытается разными способами сохранить память о похороненных на них. Кроме того, часто музеефицировать уже нечего: нередко информация о кладбищах и памятниках, расположенных на них, собирается из архивных источников, поскольку сами кладбища уже уничтожены. Так произошло, например, с Петропавловским некрополем в Нижнем Новгороде. Он был основан в 1770-е годы, а в 1937 году кладбище уничтожили, устроив на его месте парк культуры и отдыха. Городскими энтузиастами был подготовлен список захоронений Петропавловского некрополя, выявленный по публикациям нижегородских газет [7]. 

Как уже было сказано, городские активисты могут сосредотачивать свои силы на конкретных некрополях. Такой выбор, как правило, обоснован лучшей сохранностью исторических памятников, нуждающихся в уходе, как в случае с Волынским кладбищем Твери, за которым ухаживает сообщество активистов. Помимо благоустройства некрополя, тверское движение занимается сбором информации, связанной с ним, а также проводит экскурсии для местных жителей [8]. Другой пример – сообщество, организованное вокруг Воскресенского кладбища Саратова. В данном случае выбор обоснован тем, что это единственный сохранившийся исторический некрополь в городе [9]. Активисты занимаются расчисткой некрополя и проведением экскурсий. И в Твери, и в Саратове сообщества обосновывают свою работу необходимостью сохранения памяти о горожанах.

Саратов. Воскресенское кладбище. Памятник на могиле Н. Г. Чернышевского. Фотография 1954-1955 гг.

В России существуют и надрегиональные проекты, занимающиеся фиксацией памятников и просветительской деятельностью в сфере некрополистики. Среди таких – проект «Общество некрополистов», основанный в 2008 году. На их сайте размещены описания более сорока российских кладбищ, тематическая литература, отчёты со встреч и поездок членов Общества и другие материалы. «Общество» также занимается популяризацией некрополистики: издает литературу, организовывает лекции. Как утверждают сами члены организации, «Общество некрополистов» занимается «поиском могил известных и, к сожалению, иногда забытых людей, сохранением памяти о них и сбережением их могил» [10].

В подобном ключе существует проект «whatiscemetery», поддерживаемый петербургской активисткой Маргаритой Николаевой. В рамках проекта, имеющего целью просвещение в сфере некрополистике и сохранение памяти, проводятся тематические лекции, субботники и экскурсии на городских кладбищах, оцифровка кладбищенских книг и т.д. [11]. Несмотря на то, что работа сосредоточена в первую очередь на кладбищах Санкт-Петербурга, география проекта довольно обширная: иногда здесь можно увидеть материалы, посвященные не только российским, но и зарубежным кладбищам.

Очень часто интерес к кладбищу оказывается сопряжен не просто с необходимостью сохранения памяти о людях прошлого, а с генеалогическими изысканиями. Так, на форуме «Всероссийское генеалогическое древо», действующем с 1999 года, можно найти немало списков захороненных на тех или иных некрополях [12]. Эти списки пользователи берут из архивных и справочных материалов, исследовательской литературы, а также составляют их сами на сохранившихся кладбищах.

К надрегиональным проектам можно отнести и лабораторию RSSDA, которая занимается внедрением в практику исторических и археологических исследований цифровых технологий сбора и анализа пространственных данных [13]. К основным направлениям деятельности Лаборатории относится документирование памятников архитектуры, наскального искусства, музейных коллекций, сопровождение археологических раскопок и т.д. Кроме этого, Лаборатория занимается поиском и документированием российских эпиграфических памятников XI-XVIII веков − таблиц на стенах храмов и надгробиц. В рамках проекта ведется работа над «Сводом русских надписей» − базой данных эпиграфических памятников указанного периода. Как указывают авторы проекта, его цель − сохранение, систематизация и распространение знаний о монументальной эпиграфике Средневековой Руси [14]. «Свод русских надписей» состоит преимущественно из эпиграфических памятников XV-XVII столетий: более ранних памятников достаточно немного, а более поздние включаются в базу лишь в случае, если они выполнены в традиции Московской Руси. География проекта крайне обширна: она включает в себя памятники Московской, Ярославской, Псковской, Костромской, Владимирской, Калужской и др. областей России, а также несколько памятников, находящихся в Киеве и Ивано-Франковской области.  

Встреча «Общества некрополистов» на Быковском мемориальном кладбище

Форум «Всероссийское генеалогическое древо»

Как можно заметить, российские акторы, действующие в сфере некрополистики, преследуют разные, но часто пересекающиеся задачи: поддержание кладбища как места памяти об усопших в порядке, документирование памятников с целью генеалогического поиска, изучение кладбищ в исследовательских целях и т.д. В связи с тем, что это поле настолько разнообразно, говорить о выработке неких единых методов здесь не приходится. Даже документирование надгробий проводится по-разному, поскольку его авторы имеют свои цели: для кого-то важна исключительно генеалогическая информация, а для других, например, архитектурные особенности памятника. Тем не менее, несмотря на разные способы взаимодействия с некрополем, все акторы признают его ценность и значимость как для современников, так и для будущих поколений, и стремятся – каждый по-своему – внести вклад в сохранение надгробных памятников. 

Александра Шуринова
cтажер-исследователь,
Институт региональных исторических исследований ФГН (НИУ ВШЭ, Москва)

[1] Московский некрополь / сост. В. И. Саитов, Б. Л. Модзалевский. СПб., 1907. Т. 1. 517 с.
[2] Некрополь – город живых [Электронный ресурс]. URL: http://necro_tula.tilda.ws/main (дата обращения: 29.10.2023).
[3]. Сеть [Электронный ресурс]. URL: https://tiam-tula.ru/portfolio_page/set/ (дата обращения: 29.10.2023).
[4] Егорова Г.С., Иванова М.О., Митина Е.И., Шуринова А.М. «Зеркало живых»: описание надгробий Центральной России имперского периода. Методическое пособие / под ред. Е.М. Болтуновой. М., 2022. 54 с.
[5] Покровский некрополь: стирая границы времени // Симбирская епархия [Электронный ресурс]. URL: https://mitropolia-simbirsk.ru/2021/10/15/pokrovskij-nekropol-stiraya-graniczy-vremeni (дата обращения: 29.10.2023).
[6] Проект "Встретимся на кладбище" из Твери получил президентский грант // ТИА Новости [Электронный ресурс]. URL: https://tvernews.ru/news/272295/ (дата обращения: 29.10.2023).
[7] Память. Петропавловский некрополь в Нижнем Новгороде // ВКонтакте [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/wall-96461433_1017 (дата обращения: 29.10.2023).
[8] Мемориал «Волынский некрополь» // ВКонтакте [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/volynskiy_nekropol?w=club197422434 (дата обращения: 29.10.2023).
[9] Саратовский некрополь // ВКонтакте [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/club186672834?w=club186672834 (дата обращения: 29.10.2023).

Похожие материалы

Лонгрид
Миссия милосердия: о помощи дальневосточников голодающим в Советской России в 1921–1923 годах
Наталья Троицкая
Миссия милосердия: о помощи дальневосточников голодающим в Советской России в 1921–1923 годах
12 марта 2023
Лонгрид
Анатолий Ремнев и его частный архив
Лонгрид
Обычный род: из биографии смоленских Нееловых