Регионы
Регионы России в исторической перспективе
Центр

Центр

О регионе
Материалы

В настоящее время в России слово «центр» ассоциируется со столичностью или, проще говоря, с Москвой как городом и местом принятия решений. Это создает сложности при разговоре о том, что представляет собой такой регион, как Центральная Россия, особенно принимая во внимание, что эта территория воспринимается во многом как глубоко периферийная.

Сейчас Центральная Россия существует в рамках целой системы оппозиций. Эта достаточно плотно населенная часть России мыслится как территория «малых городов» и традиционного производства (промыслов) и не считается социально и политически активной или значимой. Этот регион (за пределами известного маршрута «Золотое кольцо») до 2020 года оценивался как туристически непривлекательный, а поездки в Рязань, Тулу, Калугу или Иваново были интересны немногим. Эти российские области до самого недавнего времени были благоустроенными, неразвитыми, глубоко провинциальными и находились на периферии общественно-политического внимания и движения денежных потоков.

Одновременно с этим Центральная Россия всегда мыслилась как основа страны, неотделяемый в политическом отношении регион. Эта территория принципиально лояльна центральной власти, здесь не фиксируются никакие сепаратистские настроения и даже заявки на политическую субъектность. Более того, сама постановка вопроса о гипотетической возможности подобных движений, очевидно, показалась бы современному российскому обществу немыслимой. Можно вспомнить существовавшую в 1990-е гг. формулу (своего рода «мем») «в границах Московского княжества», означавшую указание на распад Российской Федерации и сведение границ страны к территории нерасщепляемого ядра. 

Проблемы с называнием этой территории не ограничиваются лишь двойственностью понятия «центр». Немногочисленные попытки обозначить или маркировать эту часть страны в публичном дискурсе часто апеллируют к советской терминологии — «средняя полоса России», «территория Золотого кольца» и, наконец, такое экстравагантное наименование, как «нечерноземье», — уникальное в своем роде позиционирование большого региона через отрицание и по составу почв. Заметны и попытки прибегнуть к использованию искусственных, внеисторичных топонимов (например, «вокруг Москвы» или «Замосковье»). В настоящий момент попыток «перепрыгнуть» советское и адресоваться к наименованиям этой территории, имевшим хождение в период существования Российской империи («великорусские губернии», «собственная Россия», «внутренняя Россия»), нет.

Причины подобного рода смещений в положении и статусе этой территории следует искать в исторической плоскости, а именно в процессах формирования определенной презентационной модели. Последняя с течением времени обрела формы ментального конструкта, который оказался во многом неизменным даже при радикальной смене политических режимов (Российская империя, СССР, современная Россия). 

Екатерина Болтунова
кандидат исторических наук, профессор,
заведующий Лабораторией региональной истории России ФГН (НИУ ВШЭ, Москва)