Книга
Сотников Н.
Кострома, 2015
Галич и рыбная слобода. Конец XVIII — середина XX века. Исторические путешествия с Николаем Сотниковым
Аннотация
Николай Васильевич Сотников — уроженец Галича, долгое время работавший в Москве. С возвращением в родной город в 1995 г. он посвятил себя краеведению, продолжая работу своего учителя, В.В. Касторского. В 2001 г. Н.В. Сотников опубликовал работу «История рыболовства и Рыбной слободы с конца XVIII до середины XX веков» [с. 166], а в 2015 г., при поддержке двух костромских общественных организаций, вышла и настоящая работа.

Цель представленного исторического очерка — поделиться с читателем воспоминаниями жителей Рыбной слободы, «чтобы ныне живущие поколения хоть что-то знали о славной истории» прибрежного района, которому историки уделяли гораздо меньше внимания, чем Галичу в целом. Автор указывает, что с детства замечал этнографические, социальные и культурные особенности этого района: «в Рыбной говорят не так, как в городе, отмечают свои праздники, которых нет в городе, не так, как в городе, одеваются» [с. 9-10]. Книга носит краеведческий характер и не претендует на постановку научной проблемы. Источниковой базой стали отчеты и статистические описания, грамоты, письменные и устные воспоминания. Кроме этого, автор привлек материалы научных очерков и статей, энциклопедий, публицистику и периодику. В работе широко используются фотографии Галича начала XX в., главным образом — фотохудожника М.М. Смодора.

Во введении представлен краткий очерк истории Галича, начиная с упоминания Галича Мерьского в Лаврентьевской летописи. Основное повествование посвящено аспектам истории именно Рыбной слободы: началу «рыболовей Галичских», развитию ремесел, застройке, практикам рыбной ловли, социальному составу населения. В первой главе автор подробно остановился на исторической дискуссии относительно отправки Екатериной II в Галич яицких казаков-староверов, участников Пугачевского восстания. Вторая глава работы посвящена вопросам общественной жизни в слободе: взаимопомощи среди местного населения, системе выборных органов управления, которые состояли из собрания трехсот рыбаков, шести старост и доверенного. Третья глава содержит сведения о внутреннем убранстве домов, «домострое», семейных отношениях и слободской моде. Четвертая повествует о храмах и религиозной жизни жителей, о гонениях в советское время. Большое внимание автор посвятил анализу устных воспоминаний жителей Рыбной слободы о местной святой Верушке, жившей в 1920-х–30-х гг., информация о которой в советское время находилась в зоне умолчания.

Пятая глава посвящена праздникам и забавам Рыбной слободы: катаниям и гуляниям, свадьбам, сооружениям «масленок» для сожжения, крестном ходе на Духов день, совершаемом на лодках [с. 55], праздничном столе. Автор обращает внимание на особый рыбацкий праздник, который назывался «молить калачи» и совершался 14 августа [с. 58]. Торжествами начинался и зимний лов: в начале зимнего сезона распределялись наиболее рыбные места, которыми промысловики пользовались на протяжении всего года [с. 59].

Шестая глава, наиболее пространная, посвящена истории рыбного промысла на Галичском озере с конца XVIII в. до середины XX в. Автор отмечает, что именно казаки-староверы, сосланные Екатериной II, научили галичан ловить на сети, мережи, уральский невод, научили делать легкие и грузоподъемные лодки и челны. По мнению автора, в XIX веке начал складываться новый комплекс взаимоотношений между рыбодобытчиками и продавцами: торговцы выделились из числа местных рыбаков и теперь представляли отдельную корпорацию [с. 65]. Автор снабжает текст детальными сведениями о способах весеннего, летнего, зимнего лова, сушки вандыша, а также рассказывает о "паузах" в лове, которые жители Галича отводили на огородничество и сушку сетей. В значительной части эти сведения, собранные по крупицам из воспоминаний старожилов, а также из фотографий семейных альбомов, вводятся в оборот впервые [с. 66-80]. Современники событий подробно останавливались на трансформациях быта рыбаков после 1917 г. В июне 1932 г. «дикую», по мнению властей, артель рыбаков преобразовали в Рыболовецкий колхоз. Тех, кто не вступили в колхоз, заставляли подписывать заведомо невыполнимые договора по вылову рыбы, и к середине 1933 г. промысловики были сломлены.

В седьмой главе «Фотограф озерного края» автор представил работы фотохудожника Михаила Марковича Смодора, долгое время работавшего наемным фотографом в Москве. В период с 1907 по 1944 гг. он обосновался в Галиче. Николай Ситников дает характеристику портретной, пейзажной и документальной фотографии М.М. Смодора, обращает внимание на историю экспонирования его фотографий и коллекции, в которых они хранятся.

Красочный очерк о фотолетописце Галича Николай Сотников продолжает собственным «Словарем слов и выражений, используемых в прошлом в Рыбной слободе» [с. 146-163]. Мы узнаем, как жители Галича нарекали рыбацкие лодки, снасти, приспособления и инвентарь, свои бытовые принадлежности.

В работе отсутствует заключение: автор занял позицию музейного работника и хрониста, позволяющего рыбакам Галича самим свидетельствовать о прошлом.
Ерофей Моряков
Стажер-исследователь Международной лаборатории региональной истории России
НИУ Высшая школа экономики